Главная » Интересные статьи » Биографии |
В категории: 8 Показано: 4-6 |
Страницы: « 1 2 3 » |
![]() 27.01.1571 - 19.01.1629) Крупный военачальник. Родился в Герате от матери-персиянки. Был младшим сыном шаха Мохаммеда Ходабенде и при его кончине (1585) занимал уже должность хорасанского наместника. После умерщвления по наущению Аббаса двух старших его братьев он овладел в 1586 г. персидским престолом и старался отвоевать те области, которые в правление его ближайших предшественников были завоёваны на западе турками и на северо-востоке узбеками. Хорасан, мужественно защищаемый узбекским ханом Абдаллой, был покорён Аббасом только в 1597 г., после падения Герата. Между тем, он успел присоединить к своим владениям Гилян и Мазандеран, а на юге область Лурестан и, завоевав Кандагар, распространил своё владычество на большую часть Афганистана. Тяжелы были войны с турками, не прекращавшиеся почти во всё продолжение его царствования. После того, как в 1601 г. перешли под власть Аббаса, часть Армении и Грузии, а также Ширван, он счастливо отражал почти ежегодно повторявшиеся нападения турок на города Эривань и Тавриз, иногда вторгался в самую глубь турецких владений в Азии и принудил в 1613 г. большую часть Грузии и царства Кахетию и Карталинию признать над собой верховную власть Сефевидов. В 1614—1617 гг. турки возобновили свои вторжения в Персию, но без успеха. Потерпев особенно сильное поражение в 1618 г., они заключили в правление султана Османа II с шахом Аббасом Марандский мир, который был, однако, непродолжителен. Война возобновилась в 1622 г., но турки вели её так несчастливо, что в 1623 г. даже Багдад был завоёван Аббасом. Владения династии Сефевидов простирались уже от Тигра до Инда, когда 27 января 1628 года Аббас умер в Касвине. Умертвив своего сына, он назначил наследником престола внука своего Софи-Мирзу. Аббас был самым успешным правителем мусульманской Персии. Он отличался энергической деятельностью и политической прозорливостью, строил дороги и мосты, заботился об украшении городов, особенно Исфахан, куда он перенёс свою резиденцию из Казвина в 1592, и старался оживить торговлю с Индией и Европой. В частности, он провел военную реформу страны, что было оправдано не только внешней угрозой со стороны Турции, но и сепаратистскими тенденциями в среде провинциальных феодалов. Ранее персидская армия включала в себя только военную конницу кызылбашской знати, феодальные ополчения из крестьян и личный конный отряд шаха. Аббас же создал регулярную армию, в которую входили 20 тыс. стрелков с мушкетами, 12 тыс. конных гулямов из кавказцев, 12 тыс. артиллеристов и 500 пушек. Армия регулярно пополнялась рекрутами, которых набирали в обязательном порядке из немусульманского населения Ирана. Конница феодалов была сокращена. Помимо военной реформы, Аббас совершил попытку провести денежную реформу, поскольку за 11 лет безвластия в Иране по стране начало хождение огромное количество валюты, не имевшей твердого курса. Аббас ввел монету аббаси, достоинство которой равнялось одному мискалю[1] серебра. К христианам он обнаруживал более веротерпимости, чем к персам и евреям, а суннитов преследовал огнём и мечом. При его блестящем дворе посланники Великого Могола и других восточных государей встречались с посланниками России, Франции, Англии, Испании и Нидерландов. При помощи англичан он в 1623 г. отнял у португальцев остров Ормус. Хотя Аббас был государь деспотический, жестокий, нередко повиновавшийся только своим прихотям, персы считают его своим величайшим государем. Образ Аббаса отражён в произведении Ахундова «Обманутые звёзды» |
(04.08.1521 - 27.09.1590) ![]() Джамбаттиста Кастанья родился 4 августа 1521 в Риме. Был кардиналом и нунцием в Испании. Умер через 12 дней после избрания на трон св. Петра. В этот период распространились знаменитые пророчества Малахии (1094-1148), примаса Ирландии, о папах. Они содержат прозвища, придуманные автором пророчеств для характеристики деятельности пап, которые будут править после XVI века. Согласно пророчеству Малахии, последним папой перед концом света будет Петр II. Один самых краткосрочных понтификатов, длившийся всего 12 дней. Урбан VII, не успел даже короноваться. |
![]() (15(27).04.1865 - 10.05.1936) Родился в семье учителя. При рождении было дано еврейское имя Натан, при крещении в подростковом возрасте имя Владимир и отчество Германович. Псевдоним «Н. А. Тан» образован от имени Натан. Впоследствии Богораз стал употреблять псевдоним «Тан» с настоящим именем и/или фамилией. Учился в таганрогской мужской классической гимназии. С 1881 года входил в народовольческие кружки. С 1885 года примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Неоднократно подвергался арестам; в 1889 году был сослан на 10 лет в Среднеколымск. В ссылке стал заниматься этнографией. Около трёх лет (1895—1897) кочевал среди чукчей. С 1896 года начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899 году, а в 1900 — первая книга стихов («Стихотворения»). В 1899 году уехал в США, гда работал куратором этнографической коллекции Американского музея естественной истории и подготовил к печати получившие всемирное признание монографии по этнографии и мифологии чукчей. Здесь он также пишет для русской прессы серию очерков о жизни общины духоборов, эмигрировавших от преследований в России в Канаду в 1898—1999, и казавшихся многим выражением идеала крестьянского социализма. В 1904 эти очерки выходят отдельной книгой «Русские в Канаде». В 1905 — один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 — член «Трудовой группы» в Государственной думе. В это время написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.). После Великой Октябрьской социалистической революции в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как сменовеховец. В годы 1925—1926 пережил кризис и все же принял пролетарскую революцию. Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, профессор Института народов Севера и ряда ленинградских вузов, вёл обширную исследовательскую и педагогическую работу. В последние годы был директором Музея религии и атеизма (располагавшегося в здании Казанского собора в Ленинграде). Беллетристическую деятельность возобновил в 1928 году. В своих очерках и рассказах Владимир Богораз по преимуществу этнограф, не только по материалу («Чукотские рассказы», историко-этнографические романы «Жертвы дракона», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: он силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма. Произведения советского периода также этнографичны. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) показано возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями. Известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенкского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. В 1987 году его именем названа Чукотская окружная публичная универсальная библиотека им. В. Г. Тана-Богораза. |